Цель: формирование представлений о зимующих птицах родного края и роли человека в их жизни.
Задачи.
Образовательные.
1.Расширять знания детей о птицах родного края.
2.Учить правильно подкармливать пернатых.
3.Закреплять понятия: зимующие, перелётные.
4. Продолжать составлять описательные рассказы с помощью мнемотехники.
5.Продолжать учить отгадывать загадки, слушать стихотворения.
6.Закреплять умение скатывать пластилин круговыми движениями рук, выполнять работу в технике налеп.
7.Активизировать словарь детей.
Развивающие.
1.Развивать речь, мышление, память.
2.Развивать интерес к выполнению заданий; развивать культуру речевого общения детей друг с другом и воспитателем, создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
3.Развивать творческое воображение, способность высказывать свои мысли.
Воспитательные задачи.
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им выжить в зимнее время.
Материал: загадки о птицах, мнемотаблица по составлению описательного рассказа о птицах; кормушка, еда для птиц, изображение птиц на прищепках; картина с изображением птиц у кормушки; пластилин: коричневый, желтый, белый, черный, салфетки, досточки; фламастеры, игровизоры; круги белые, желтые, серый; аудио записи звуков птиц, отрывка из произведения П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев», песни «Птичка» (слова Ю. Энтин, музыка Д. Тухманов) на флеш-носителе. Презентация «Зимующие птицы».
Предварительная работа: организация наблюдений за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, проведение подвижных игр «Воробьишка», «Воробей», пальчиковой гимнастики «Кормушка» (Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкульминуток, пальчиковой гимнастики. – «Эта птичка воробей… », рассматривание сюжетных картин по теме.
Ход ООД.
Воспитатель:
Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
Ответ детей: Зима.
Воспитатель: Наступила зима (Звучит аудио запись произведения П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев»).
Релаксация под спокойную музыку.
Воспитатель читает стихотворение «Метелица».
Метелица, метелица,
И кружится и стелется,
И песню напевает,
И думы навевает…
На улице стало холодно. Почувствовали приближение морозов и птицы. Некоторые улетели в тёплые края. Как называют таких птиц?
Ответ детей: Перелётные.
Воспитатель: Правильно, эти птицы перелетают с одного края в другой. Ищут, где потеплее.
Но сегодня мы с вами вспомним птиц, которые никуда не улетают с приходом зимы. Они остаются зимовать с нами. Таких птиц называют – зимующие.
Воспитатель: Узнать зимующих птиц вы сможете, отгадав загадки:
Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.
Ответ детей: Воробей. (После правильного ответа дети прикрепляют на веточку птичку на прищепке).
Воспитатель: Воробей – маленькая птичка с коричневой спинкой и серой грудкой. Живут воробьи стайкой. Воробьи полезные птички. Летом они питаются вредными насекомыми: бабочками, гусеницами, жуками. Зимой воробьям голодно. Они прилетают к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерна.
Послушайте следующую загадку:
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня.
Ответ детей: Синичка (дети сажают на веточку птичку на прищепке)
Эту птичку мы с вами, ребята, каждый день видим на улице. Синички очень подвижные и ловкие птички. Голова, горлышко, полоса вдоль груди у них чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, а щеки и пятно на затылке белые. Как и воробьи, синицы летом питаются насекомыми. А зимой они собираются маленькими стайками и ищут пропитание возле домов людей. Любят синицы свиное сало, семечки, хлебные крошки.
Эта птица так болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут ее (сорока) .
Воспитатель предлагает вниманию детей
Презентацию «Зимующие птицы».
Пальчиковая гимнастика:
«Эта птичка воробей, (загибаем пальчики)
Эта птичка соловей,
Эта птичка совушка,
Сонная головушка (качаем головой)
Это зяблик, это стриж, (продолжаем загибать пальчики)
Ну а это злой арлан
Разлетайтесь по домам (прячем руки за спину.)
Воспитатель предлагает детям игровизоры, найти тень птиц.
«Найди птицу». Игровизор.
Без нашей помощи птицы не смогут пережить зиму. Я предлагаю вам, ребята, помочь птицам и приготовить для них угощение.
Дидактическое упражнение «Покормите птиц зимой».
Воспитатель вносит в группу кормушку и раскладывает на столе варианты корма для птиц: конфеты, семена подсолнечника, пшено, пшеничный хлеб, шоколад, картофель, морковь.
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, помогите мне выбрать корм для птиц. (Дети выбирают тарелочки с нужным кормом, сообща проверяют правильность выбора и высыпают корм в кормушку).
Воспитатель читает стихотворение.
З. Александрова «Новая столовая»
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием! Во время прогулки мы установим кормушку на улице.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем про птиц, которые зимуют у нас в Моздоке.
Дети садятся на стульчики. На мольберте мнемотаблица по описанию птиц. Дети по желанию рассказывают. Картинки с птицами.
Ребята, посмотрите, какая скучная картина. Давайте сделаем её веселее.
Дети выполняют работу. Из пластилина скатывают шарики и налепляют на птиц по цвету. Синице-желтая грудка, воробью – коричневые крылья, сороке – белая грудка, черные крылья. Звучит музыка.
Подвижная игра «Птицы на прогулке»
Воспитатель раскладывает на полу круги большого диаметра. Серый круг будет определять кормушку для воробьёв, жёлтый – для синиц, белый – для сороки. Каждому ребёнку воспитатель устно сообщает название птицы или раздает круги соответствующего цвета. Включается аудио запись песни «Птичка». Дети, изображая птиц, передвигаются по группе. По команде «Столовая открыта! » птички слетаются к соответствующей кормушке. Воспитатель и дети определяют самую быструю и дружную птичью стайку.
Воспитатель: Я приглашаю всех в наш круг, чтобы вспомнить, что мы сегодня узнали нового.
Воспитатель: Предлагаю пойти на улицу и установить кормушку для птиц.
Итог.